Ю. М. Никитина менеджер отдела разработок и исследований центра PMIT. Компьютеризация бизнес-тренингов - мультимедиа технологии и программные системы как средства обучения

Прежде всего, имеет смысл определиться с тем, что в данном случае предполагается компьютеризировать в тренингах путем применения программных систем и мультимедиа технологий.

Содержание и направления работы
Тренинги, как известно, отличаются от традиционных форм обучения - лекций и семинаров своей практической направленностью. Их предназначение прежде всего предполагает передачу каких-либо важных для профессиональной деятельности навыков, умений или стимулирование определенных часто скрытых способностей, например, к лидерству в группе. Отсюда, главным средством решения этой чисто прикладной задачи, давно уже стали в тренингах различные ситуации (кейсы), взятые из той или иной области бизнеса или другого вида деятельности. Они обычно предъявляются участникам в виде текстовых описаний или в устной форме излагаются тренером с приложением определенных заданий для поиска оптимального решения.

Компьютеризация может осуществляться путем перевода этих текстовых описаний в определенную последовательность движущихся изображений, скомпонованных в соответствии с определенным сюжетом развития событий. Такие "микрофильмы" имеют продолжительность от одной до пяти минут. Зачем это нужно и что это дает рассмотрим далее, а пока остановимся на других объектах компьютеризации, пригодных для использования в тренингах.
К ним могут быть отнесены различные психологические, социологические и экономические инструменты типа тестов, анкет, опросников для экспертной оценки, комплектов компетенций. Разумеется, все это должно быть предварительно реализовано в программных системах.

Кроме того, для целей обучения могут использоваться различные профессиональные программы: от бухучета до систем принятия решений и анализа экономической ситуации на рынке. К ним относятся и компьютеризированные экономико-математические методы анализа биржевых и рыночных трендов, а также программы прогнозирования вариантов развития событий в той или иной отрасли экономики.

Для нас наибольший интерес представляют первые два вида профессиональных инструментов тренера, которые можно использовать для компьютеризации и дальнейшего применения в работе с группой заказчика.

Необходимость и преимущества
Однако, возникает закономерный вопрос, зачем это надо и надо ли вообще городить этот достаточно дорогостоящий огород?
Приведем определенные преимущества компьютеризированного тренинга.

1. Наглядность. Управление организацией это процесс интеллектуальной деятельности, воспринимаемый не визуально, а вербально, то есть в результате восприятия руководителем смысла словесных сообщений о каких-либо фактах. Например, руководитель получает информацию о снижении прибылей в виде доклада финансовой службы. После этого начинается формирование решения, тоже представляющего собой несколько текстовых формулировок.

Если тот же факт снижения прибыли представить с помощью изобразительных средств в виде последовательности событий, предшествовавших сокращению финансовых поступлений, или в виде изображений факторов-причин, то эффект восприятия такого сообщения будет значительно выше. Не случайно, телереклама является самой дорогой из всех разновидностей рекламных услуг.

2. Возможность использования различных программных систем для формирования навыков эффективного управления.
Например, на тренинге может быть смоделирована ситуация создания и эксплуатации на предприятии автоматизированной службы управления персоналом, основанной на внедрении программной системы экспертно-тестовой аттестации работников и диагностики должностного соответствия кандидатов на прием. В нее могут входить подсистемы: формирования комплектов компетенций, организации процедур сбора информации, обработки и формирования результатов, внедрения полученных данных в повседневную практику.

Эффективность работы участников тренинга, работающих в сфере управления персоналом, должна повыситься независимо от того, будет ли реально внедряться указанная система на предприятии, так как они осваивают способы организации внедрения чего-то нового, применимые к любому другому нововведению. Кроме того, происходит освоение каких-то новых, не известных ранее диагностических инструментов: тестов, анкет, компетенций и пр. Их останется только использовать потом в своей работе применительно скажем к ситуации определения пригодности кандидата на руководящую должность к выполнению данной функции.

Еще одно преимущество связано с повышением информированности в области программных систем, существующих в какой-либо конкретной области. При решении вопроса о приобретении одной из них можно будет более или менее обосновано сравнивать возможности разных программ.

3. Повышается эффективность обучающего воздействия в результате синергического эффекта - вербальное воздействие со стороны тренера сочетается с эффектом активного восприятия наглядной информации, представленной в движущихся и озвученных изображениях персонажей и объектов. В качестве таких объектов могут быть представлены: образцы товаров, точки продаж, совещания советов директоров, действия торговых агентов, реакция потребителей и пр.

4. Появляется возможность реализации в наглядной форме сложных бизнес-ситуаций, которые в принципе можно предложить участникам тренинга и в текстовом варианте, но им придется затрачивать значительное время и усилия на чтение и понимание. К тому же, если ситуации достаточно сложны, а уровень управленческой компетентности у всех разный, то правильно понять изложенные события смогут далеко не все. Анимированные демонстрации во многом позволяют решить эту проблему и сформировать единообразное понимание событий, представленных в кейсе.

Проблемы и возможные решения
Итак, мы выяснили, что именно в тренинге подлежит компьютеризации и какие существуют преимущества компьютерного тренинга перед обычным. Достаточно актуальной представляется следующая проблема - каким образом компьютеризация тренинга может быть реализована?
Этот вопрос можно, в свою очередь, конкретизировать двумя более частными вопросами:
- какими средствами (финансовыми и техническими) ?
- надо ли компьютеризировать абсолютно весь тренинг и превратить его в игровую программу для последующей массовой продажи?

Начнем с первого вопроса и сначала о технических средствах.
Выше уже было установлено, что тренинг построен, прежде всего, на конкретных ситуациях, взятых из какой-либо практической области. Такие ситуации предполагается представить как наглядный демонстрационный материал типа коротких "мультиков". Для этого сначала необходимо построить сюжет будущей демонстрации, причем в нем должна найти воплощение та задача обучения чему-либо, которая должна решаться на данном этапе тренинга. Оптимальной является не просто иллюстративная демонстрация, а выполнение после или до нее участниками тренинга каких-либо заданий, связанных с представленными на экране событиями.

Далее находятся и создаются изображения всех персонажей и всех предметов, использованных в данной ситуации. Конечно, без художника-дизайнера обойтись будет достаточно сложно.

Следующий этап - заставить персонажи и предметы двигаться на экране компьютера в соответствии со сценарием. Это наиболее сложная часть, так как требует наличия серьезных навыков работы с анимационными программами или с соответствующими приложениями в офисных программах.

Наконец, последняя стадия - озвучивание персонажей голосами живых людей, что тоже требует определенного профессионализма.

Относительно других автоматизированных средств, повышающих эффективность тренинга, - тестов, опросников, экономических программ и т. д. можно сказать, что, конечно, они сначала должны быть созданы или приобретены, затем освоены тренером применительно к возможности решения с их помощью двух задач. Во-первых, - какой либо практически значимой для заказчика проблемы; во-вторых, - задачи достижения обучающего эффекта путем передачи на тренинге его участникам каких-либо необходимых им в работе навыков, знаний и умений.

Что касается финансирования, то можно сказать, что все эти процедуры, выполняемые специалистами в соответствующих областях, требуют значительных затрат, но и результат того стоит.

Если необходимые средства все же существуют, то становится актуальным второй вопрос - компьютеризировать весь тренинг или остановиться на комбинированном варианте, при котором тренер использует мультимедиа - материал и специализированные программы наряду с личным взаимодействием с обучаемыми?

Компьютеризация всего тренинга предполагает по сути создание обучающей программы, предназначенной для самостоятельного использования заказчиком тренинга за экраном компьютера. Технически реализовать такой тренинг раз в десять сложнее и дороже, чем его комбинированный вариант.

Положительная сторона полной компьютеризации состоит в возможности многократного увеличения объемов продаж по сравнению с обычными тренингами, так как продаваться будут только диски с программой, включающей все игровые и учебные процедуры. Однако, при этом придется в десятки раз снижать цену, что вряд ли имеет смысл делать, так как спрос на тренинги нельзя назвать массовым, как, например, на товары широкого потребления.

Таким образом, если и компьютеризировать весь тренинг, то без значительного снижения цены его можно эксплуатировать силами методиста-консультанта. Его функции состоят в данном случае в доставке программы на объект заказчика, установке ее в компьютерном классе и контроля за процессом прохождения учебной программы в течение одного или нескольких учебных дней.

Методист может отвечать на какие-либо содержательные или технические вопросы в порядке консультативной помощи. Данная форма никем сейчас не используется, но вполне может рассматриваться как один из вариантов диверсификации тренинговых услуг. После завершения курса обучения программа самопроизвольно должна блокироваться или самоликвидироваться в соответствии с предусмотренным в ней алгоритмом.

Охарактеризованный вариант является наиболее приемлемым при полной компьютеризации в связи с тем, что свободная продажа программы на дисках равносильна ее бесплатному распространению, которое для разработчика начнется самое большее через месяц после начала коммерческой реализации вследствие тотального пиратства, процветающего в данной области.

Таким образом, можно констатировать, что наиболее приемлемым в смысле обучающего эффекта, а также по возможностям разработки и применения на объекте заказчика представляется тренинг, в котором сочетаются компьютеризированные и обычные процедуры обучения. К недостаткам и трудностям его проведения относится необходимость использования аппаратуры. Если работа предполагается в другом городе и у заказчика нет нужного оборудования, то тренеру придется везти с собой кроме ноутбука еще и проектор для демонстрации материала с аудиа-колонками и удлинителями. Все это сейчас достаточно компактно, но требует дополнительных финансовых затрат и усилий по доставке.

Реализованные решения
В настоящее время практически не существует организаций, предоставляющих тренинги, компьютеризированные как на уровне кейсов, так и на уровне прикладных программ. Возможно, единственным исключением является центр PERSONNEL MANAGEMENT IT.

Мы предлагаем несколько программ, в которых традиционные уже положительно зарекомендовавшие себя процедуры, - минилекции, групповые дискуссии, имитационные деловые игры, - сочетаются с использованием компьютерных анимированных кейсов и специализированных программных систем.

Кейсы представляют собой демонстрируемые на настенном экране краткие сюжеты с развитием конкретных бизнес-ситуаций, взятых из практики работы ведущих западных и российских компаний. Все персонажи озвучены голосами живых актеров. При этом кейсы встроены в задания, выполняемые группами и отдельными участниками в соответствии с программой тренинга.

Ситуация на российском рынке в настоящее время характеризуется обострением конкурентной борьбы, требующей от руководителей компаний продуманных решений, часто не допускающих ошибочных действий. Исходя из этих требований современной экономической и ситуации, мы предлагаем тренинговые программы, подробно анонсированные на нашем сайте в разделе Бизнес - тренинги.

В ходе обучения участники тренингов получают также практический опыт работы с прикладными программами в области управления персоналом и стратегического менеджмента.

В качестве основного программного средства на тренингах центра Personnel Management IT слушатели осваивают экспертно-тестовую систему ENGINEERING OP - ИНЖИНИРИНГ ПЕРСОНАЛА (раздел сайта Программные средства)

В системе применены диагностические алгоритмы, основанные на принципах построения нормативно-ситуативных профилей путем статистической обработки результатов экспертной оценки во взаимосвязи с результатами психологического тестирования. Используется инструментарий: психологические тесты, аналитические вопросники, комплекты ситуативных компетенций для экспертной оценки, социологические анкеты.

На тренингах система используется для построения моделей ключевых компетенций, характеризущих деятельность компаний из отработанных в групповых заданиях кейсов. В результате участники получают построенные ими в ходе тренинга перечни компетенций, сформированные по убыванию их важности для эффективности работы компаний, а также рейтинги выраженности компетенций компании в модели, позволяющие определить эффективность ее работы на рынке по сравнению с другими организациями.

Кроме того, путем анализа соответствующих диаграмм слушателям предоставляется возможность определить те компетенции, по которым необходимо повышать эффективность менеджмента.