А. Ю. Полунин - руководитель отдела научной информации центра PMIT. Опыт внедрения системы профподготовки и адаптации персонала.

Наша фирма представляла свои разработки на одной из технических выставок. Возвращаясь из кафетерия к своему стенду, я заглянул на стенд одной из компаний по поставкам новой техники для буровых, где оказался свидетелем, а потом и участником разговора двух специалистов, работающих в разных организациях нефтедобывающей отрасли. Они, видимо когда-то учились вместе и встретились на выставке. Разговор я застал примерно на следующем этапе (он приводится с согласия и при участии заказчика, но могу ошибиться в технических деталях).

…. – ты понимаешь, - стабильное снижение КИН после того, как установили это оборудование.
- Снижение по сравнению со старым оборудованием или от заявленного в документации?
- Конечно, от заявленного, если бы было меньше, чем на нашем старье советских времен, ты представляешь, сколько бы мы им предъявили неустойки? (Имелись в виду, видимо, поставщики)
- На сколько он ниже?
- Не хочу говорить, незначительно, но не выходит на требуемый уровень.
- Ну, вы же, наверное, все равно к ним обратились?
- Конечно, они все проверили и представили результаты испытаний на объекте и объяснили, что технология с использованием пара требует определенной квалификации рабочих, более высокой, чем для устройств, применяемых при естественном режиме, скорее всего у наших она недостаточна.
- Так чего вы беспокоитесь раньше времени, научатся.
- Да теряем порядочно, начальство, как всегда, требует срочно разобраться и устранить. А у вас ничего подобного не было, вы же, кажется, внедряли САГД?
- Нет, мы еще только прорабатываем техническое задание и условия договора с канадцами.

Здесь я решил, что это удобный момент для установления контакта с потенциальным заказчиком и, извинившись, предложил посмотреть наш проспект по работе с персоналом, где было описание технологии профессиональной адаптации рабочих кадров. После моих ответов на несколько дополнительных вопросов и показа инструментария уже на нашем стенде клиент взял проспекты и пообещал связаться для более подробного ознакомления с деятельностью центра.

Не вдаваясь подробности можно сказать, что был заключен договор с этой нефтяной компанией, расположенной в одном из государств СНГ, на внедрение нашей технологии адаптации и профобучения.

Предварительная диагностика системы подготовки персонала показала, что эта система функционирует недостаточно эффективно во многом в результате действия устоявшихся методов работы, ориентированных прежде всего на формально-отчетный результат. Были установлены и ранжированы по мере убывания их важности для организации обучения основные проблемы, которые необходимо было устранить.
Среди таких проблемных факторов можно выделить несколько, оказавших наиболее существенное влияние на снижение эффективности:
- отсутствие взаимодействия между рабочими, уже освоившими технологию и работниками, не имеющими достаточной квалификации;
- низкие расценки оплаты за обучение инструкторам-наставникам;
- отсутствие обратной связи между обучаемым и специалистом службы подготовки кадров о ходе обучения;
- низкий уровень теоретической подготовки обучаемых по техническим параметрам и особенностям нового оборудования;
- недостаточный уровень ознакомления с документацией специалистами из числа ИТР;
- формальная организация контрольных испытаний-экзаменов на получение допуска к работе с новой техникой.

Специалистами центра были разработаны основные процедуры, предназначенные для оптимизации всей системы обучения как по перечисленным, так по другим направлениям.

Главным во всей этой работе было, пожалуй, обеспечение активного обмена информацией между основными элементами процесса профессиональной подготовки в последовательности: инструктор - обучаемый – отдел технического обучения – инструктор – обучаемый. Конкретные недостатки в процессе освоения аппаратуры выявлялись специалистом ОТО путем анкетного опроса обучаемого примерно в середине курса.
Опрос происходил в автоматизированном варианте при использовании соответствующего режима системы ENGINEERING OP. Информация о выявленных трудностях и ошибках формировалась полностью автоматически, выводилась на принтер и передавалась в письменной форме инструктору для их устранения в ходе дальнейшего освоения учебного курса. Вознаграждение инструктора зависело от уровня квалификации обучаемого, определяемой на итоговых испытаниях и экзамене.

Особенностью многих современных предприятий является недостаток или полное отсутствие отпечатанных учебных программ по освоению практических навыков работы на определенном оборудовании. Зачастую считается, что учебная программа предполагает только совокупность каких-то теоретических положений, характеристик или технических параметров осваиваемого устройства. Предполагается что необязательно иметь описание того, что работник должен делать с этим оборудованием, достаточно ему все это показать на практике.

В нашей технологии присутствуют методы разработки программ по формированию навыков выполнения любой профессиональной деятельности. Путем применения этих методов были разработаны программы как теоретического, так и практического блоков для всего курса обучения.

Неожиданностью для самих инструкторов оказалось получение ими новых знаний об оборудовании из программ, по которым они должны были обучать других рабочих. На наши вопросы о том, насколько необходимыми являются для рядового исполнителя эти дополнительные знания, большинство инструкторов высказывалось в том смысле, что именно у них появилось осмысленное отношение к сложной технике, которая ранее была освоена методом проб и ошибок только на основании собственной смекалки и интуиции.

Кроме перечисленных отдельных изменений на объекте заказчика был реализован комплекс предусмотренных технологией стандартных мероприятий по совершенствованию системы производственного обучения. После полутора месяцев эксплуатации всего технологического комплекса сниженные технические параметры были приведены в соответствие с нормативными показателями. Эксплуатация системы продолжается в настоящее время.