И. Л. Аверченков. Конкуренты в космосе и на Земле. По роману «Конкуренты» С. Лукьяненко.

Сюжет
Московский журналист Валентин Сафонов в один из ненастных московских дней увидел на столбе странное объявление какого-то агентства по найму персонала с соответствующим ситуации названием «Звездный час».

Объявление гласило о приеме всех желающих на работу в качестве пилотов космических кораблей за высокую оплату, медицинское обслуживание и страхование жизни.

Под влиянием профессионального интереса журналист поехал по указанному адресу и узнал, что его там могут клонировать и отправить полученного клона на три года в другую галактическую систему, где тот примет участие в звездных войнах, испытает массу приключений и, если выживет, то через три земных года все то, что он помнит обо всех событиях, перепишут в память Валентина, который останется на Земле и будет в течение всего срока контракта жить прежней жизнью. В агентстве ему сказали, что это что-то вроде компьютерной игры.

Герой соглашается на предложение, и далее события начинают развиваться параллельно - с ним самим в Москве и с его клоном в космосе.

Валентин идет к завотделом крупного издательства, чтобы с его помощью найти спеца по компьютерным играм. Этот спец (Олег) выводит его на игру «Старквэйк», которая оказывается связанной с событиями той реальности, где действуют клоны завербованных клиентов агентства «Звездный час». Действуя со своего компьютера в этой игре, Валентин практически следит за некоторыми событиями, происходящими с его двойником где-то космосе.

В игре у него оказывается корабль с тем же названием, такое же количество игровых денег на счету, и он летит мимо тех же звезд и планет и может наблюдать на экране нотбука положение корабля, где находится его двойник. Никаких других событий на уровне взаимодействия клона с другими персонажами через игру он наблюдать не может, хотя сюжет там развивается достаточно напряженно.

Там же в игре Валентин узнает, что его двойник действует вместе с какой-то Ленкой по прозвищу Водила. На форуме игры он находит ICQ номер ее земного прототипа, связывается с настоящей Ленкой, и они начинают действовать совместно и на Земле, чтобы разобраться в целях инопланетян, для чего-то организовавших вербовку людей на работу где-то в космосе. Инопланетяне, оказывается, уже знают об их намерениях и начинают за ними охоту силами сотрудников агентства «Звездный час».

Валентин и его напарница решают каким-то образом сообщить своим клонам о том, что на Земле их прототипам угрожает опасность и передать координаты Солнечной системы, чтобы двойники на своих кораблях могли прилететь к Земле и таким образом привлечь внимание правительств и общественности к проблеме вторжения инопланетного разума в земные дела. Ленка-Водила, вдобавок ко всему, изъявляет желание оказаться там же, где находится ее клон и поучаствовать в реальных звездных войнах.

Одновременно интрига продолжает развиваться в космосе, где клоны Валентина и Ленки после продолжительных приключений, наконец, получают от своих прототипов нужные координаты и с боем начинают прорываться к Земле на своих кораблях в группе единомышленников.

Однако, после первого же прыжка в гиперпространство перед ними оказывается корабль инопланетян (жуков), из которого один из них популярно объясняет землянам, что никуда они не улетят, поскольку заключили контракт и им придется его выполнить или их просто уничтожат.

Приведем отрывок текста с описанием этой ключевой ситуации.

….Человек на белом экране медленно поворачивал голову — это создавало неприятное ощущение, что он видит все, происходящее в корабле. Впрочем… почему бы и нет? Очень многое мы в своих кораблях не знали…
— Меня видят и слышат все ваши тринадцать кораблей, — сказал наконец человек. — Но разговаривать я буду только с вашим предводителем. У меня создалось ощущение, что де-факто им является Роман?
Пауза. И голос Романа:
— Де-факто — да. Мои ответы будут слышны на кораблях?
— Да. Тебя это устраивает?
— Вполне.
— Очень хорошо. — Человек кивнул. И широко, во всю квадратную челюсть, улыбнулся. — Я восхищен тем представлением, которое вы устроили со звездой, которую вы называете… называли Ригель.
— Мамочка, мы Ригель потушили, — сказала Лена. — Космонавты нас убьют. По Ригелю корабли ориентируются…
— Они не скоро узнают, — утешил я ее.
— Через тысячу с небольшим лет, — будто отвечая на мои слова, произнес человек на белом экране, — ваше усердие станет известно и на Земле. Но не раньше. Мы не рекомендуем вам лететь к Солнцу.
— Почему? — спросил Роман самым обыденным тоном.
— Потому что появление у людей межзвездных кораблей не входит в наши планы. Мы оплачиваем услуги своих партнеров-людей определенными видами новых технологий. Но не такими.
— Мы хотим вернуться на Землю, — резко сказал Роман.
— Вы все подписали контракт, хочу об этом напомнить, — сказал бывший охранник. Впрочем, он ли это был? Или просто один из удобных для жуков человеческих образов? Скорее все-таки второе. Я подумал, что буду считать его жуком. — Вы будете возвращены на Землю — при вашем желании, по истечении контракта. Возвращены не в физическом теле, а путем слияния вашего сознания с сознанием оставшегося на Земле оригинала. Все, как написано в контракте. Исключений не будет.
— А если мы все-таки полетим? — спросил Роман.
— Задавая глупый вопрос, вы вынуждаете меня давать вам глупый ответ, — сказал жук. — У вас был один гасильник. У нас их много. Дальше требуется что-то объяснять?
— Нет, — сказал Роман.
— Прекрасно. Мы поняли друг друга, дальше вы сами сделаете свой выбор. Мы окажем некоторое давление на администрацию Плюшки… чтобы вас не объявили всеобщими врагами и вели с вами торговлю. Вряд ли вы вольетесь в ряды обычных кланов и альянсов, но вы можете попробовать существовать автономно. Это дружеский жест с нашей стороны.
— Удивительно, — сказал Роман. — Дружеские жесты — учитывая те корабли, что мы сожгли у… у Ригеля?
— А вы затем здесь и находитесь, чтобы сжигать время от времени наши корабли, — с иронией сказал жук.
— Вы могли бы объяснить? — попросил Роман. — В качестве… еще одного доброго жеста? Это какие-то внутренние враги вашей цивилизации? Или преступники? Или…
— Это наши дети. Это всего лишь наши дети. — Охранник снова оскалился.
— Тогда я ничего не понимаю, — сказал Роман.
— Хорошо. Я поясню… — Жук подпер рукой подбородок, будто задумался. Но я был уверен — он просто имитирует человеческие жесты. — Большинство цивилизаций, к их числу относится и ваша, имеют конечный и четко вычисляемый срок жизни. Нет, не войны и не экологические катастрофы. Даже не научные эксперименты… большей частью. Всего лишь рост комфорта и качества жизни. Как только цивилизация развивается настолько, что продолжительность жизни начинает стремиться к бесконечности — вы дойдете до этого довольно скоро, а тяжелый труд уходит в прошлое — и этого вы тоже успеете добиться, у нее теряется смысл в возобновлении своего существования. Для гуманоидов это наиболее характерно, они просто перестают рожать детей — и медленно, плавно, как правило, очень красиво вымирают. Мы любим посещать такие планеты и изучать то огромное творческое наследие, которое остается после гуманоидных рас.
— Я не верю, — сказал Роман, помолчав.
— Ваше право. Но это истина. Нас ничуть не беспокоит ваша цивилизация, находящаяся очень далеко — и финиширующая, по нашим прогнозам, через полторы-две тысячи лет. Вы нам не враги. Мы желаем вам жить счастливо и сполна насладиться золотым веком вашей расы. Ближайшие к нам районы галактики мы, конечно, были вынуждены стерилизовать. Молодые цивилизации бывают очень агрессивны, вы это знаете по себе.
— А вы?
— Мы? Ничуть. У нас обратная проблема, нехарактерная для гуманоидов. Процесс нашего воспроизводства прост, молодь не нуждается в воспитании и социализируется сама собой. Нас не пугает рост населения, планет много. Но было бы глупо устранить все эволюционные факторы, которые помогали нашим детям расти, отбраковывали глупых, медлительных, трусливых, неудачливых. Заселять мир за миром выродившимися представителями своей расы? Глупо. Нам нужен был эволюционный фактор. Что-то или кто-то отбраковывающий генетический мусор. Молодые и агрессивные цивилизации для этого подходят идеально. И заметьте, мы не натравливаем свою молодежь на ваши миры. Не забираем вас насильно. Не ставим в невыгодные условия, заставляя сражаться врукопашную… тут шансов у вас немного. Мы даем и своим детям, и вам практически одинаковые корабли. Позволяем жить, веселиться, воевать. И даже возвращаться назад — самым лучшим из вас. В чем же наша агрессивность? Ее нет. Вы получили приключения. Мы получили отбраковку.
— Это чудовищно, — тихо сказал Роман. — Мы убиваем ваших детей… а почему мы лишены возможности завести своих? Вы боитесь конкуренции?
— Что вы! — Жук возмущенно посмотрел вперед. — Что вы говорите! Вы нам не конкуренты. Это было бы жестокостью — позволить вам иметь детей в этом мире, созданном для войны! Считайте это защитой прав ваших детей, которые здесь, конечно же, не должны появляться на свет.
Вот этой тирадой он Романа, похоже, добил. Наш предводитель молчал.
— Я рад, что мы поняли друг друга, — сказал жук. — До свидания. Или вернее будет сказать «прощайте»? Желаю вам всем доиграть до конца и благополучно вернуться на вашу родную планету.
Экран погас.
После этого Валентину и его сподвижникам не остается ничего другого, как вернуться на станцию и продолжить участвовать в звездных войнах в соответствии с правилами игры, установленными ее создателями.
Это и был, в основном, финал и эпилог романа.

Игровая модель
Таким образом, можно констатировать, что персонажи романа неожиданно для них оказались рекрутированными для участия в имитационно-моделирующей игре, имеющей в качестве главной цели выбраковку отдельных индивидов некоторой цивилизации для повышения конкурентоспособности большинства представителей данного общества гуманоидов или негуманоидов, это как угодно понимать читателю.

Данная цель существенным образом отличается от основных целей, например, ассессмент центра, по сути использованного искусственным интеллектом из романа «Хакеры» (см. Рецензия по роману «Хакеры» ). Если ассессмент проводится для оценки испытуемых при решении различных задач, - например, для выявления или диагностики их поведенческих особенностей и пр., - то выбраковка однозначно направлена на удаление тех, кто не соответствует каким-либо эталонным критериям для существования в качестве элемента определенной системы. В данном случае этой системой стала представленная в романе цивилизация, право на дальнейшую жизнь в которой необходимо подтвердить путем прохождения процедуры выбраковки.

Процедура эта создана по принципу моделирования реальной борьбы за существование, где, как известно, выживает сильнейший.


Следующая

Обсуждение в форуме Культура, образование